Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Душа после смерти

Перейти вниз

Душа после смерти Empty Душа после смерти

Сообщение  zmeja-cobra Вт Дек 16, 2008 5:57 pm

Душа после смерти



Священник Андрей Лоргус
Православная антропология

Посмертная участь души - для православной антропологии не менее интересная тема, чем для обыденного сознания. Последнее обильно суевериями, мифами, легендами и даже анекдотами, составляет значительную часть фольклора многих народов. Многие еретические учения сложены о "загробном" мире человеческих душ. Особенно богаты этим, естественно, языческие религии. Широко известны культы усопших. Для их душ создавались целые "храмы" (пирамиды, пещеры, курганы и т.п.) с едой и питьем, с вещами и украшениями, с конями и женами (которых тоже умерщвляли).
Прежде всего православие утверждает, что после смерти душа не теряет своих свойств разумности и духовности:
Душа не теряет своей разумности, но "мыслит". Другой вопрос: как она "мыслит"? Ведь мышление разнообразно по своим формам.
Конечно, нельзя допустить, что душа сохраняется неизменной после разлучения с телом. Сколь важно влияние телесного, сколь велико благоприобретенное от навыков, привычек и воспитания, столь же значимо и расставание со всем, что имеет значение только в телесном. Вероятно, что и зрение, и память, и мышление становятся отчасти другими, но остаются в душе "по естеству".
Эта неизменность духовных свойств проявляется в том, что душа помнит и знает себя. Душа помнит себя и то, что с ней было, но иначе, чем в теле и до смерти.
Участь души после разлучения с телом связана с ее духовно-нравственным состоянием. Грешная, порочная душа не видит Бога, лишается причастия Святого Духа, и это называется "смертью" души:
"Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. Именно смерть души есть смерть в настоящем смысле этого слова" (Святитель Григорий Палама)
Наоборот, души освященные, очищенные приобщаются к созерцанию Божественной Славы, приближаются к Богу, к блаженству, к сладости.
Сразу после смерти (телесной) душа уносится в духовный мир, и не сама, но по воле Божией и при помощи ангелов.
Если же душа порочна, тогда завладевают ею демоны.
Важно подчеркнуть, что душа не остается подле тела или где-то рядом (мысль эта очень свойственна обыденному сознанию и многим суевериям) но тотчас после смерти удаляется от тела и вообще от земной жизни.
Святитель Иоанн Златоуст:
"Ничья душа, освобождаясь от тела, не блуждает здесь долее... ибо души и праведных, и детей... и грешников немедленно отходят прочь. А из притчи о Лазаре и богаче ясно... что невозможно исшедшей из тела душе скитаться здесь... Иначе каким образом душа, отторгнутая от тела и от всякой с ним связи ушедшая, узнает без провожатого, куда надлежит ей идти? И из иного многого должно быть известно, что ничья душа, выйдя из тела, здесь не остается" .
Таким образом, православие твердо учит, что возле покойника в его доме, около могилы нет души усопшего. Все души находятся там, куда направляет их Господь. Только Он один определяет душе место ее пребывания до Суда, т.е. до Второго Пришествия.
Святитель Ириней Лионский говорил:
"Души удаляются в место, определенное им Богом, и находятся там, ожидая Воскресения. После того восприявшие тело и полностью, т.е. телесно воскресшие, пойдут в присутствие Божие" .
Так же учил и Златоуст:
"Понятно, что после отшествия отсюда, души уводятся в некую страну, где, не имея возможности вернуться, ожидают страшного того дня" .
Отсюда следует, что душа после смерти вообще теряет над собою власть, что может означать полную утрату воли. Однако некоторые души способны действовать, и это не без воли Божией. Они оказываются способными служить людям - это души святых. Среди сонма святых мы знаем таких, которые прославились великими благодеяниями людям. Например, святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских.
Стало быть, "немощь души" в загробном мире определяется ее греховностью. Силы и способности души после разлучения с телом являются следствием одухотворенности при жизни, насыщенностью "дарами Святого Духа" (преподобный Серафим Саровский), или обожением. Это значит, что первоначальное и святое призвание человека было творческим и активным в духовном мире. Наоборот, порочная душа грешника, являясь в духовном мире после этой жизни немощной, темной и несведущей, страстной, сама обличает себя перед ангелами и демонами.
Очень важно понять, что посмертная участь людей - это не только суд над душой, а фактическое обличение, самосвидетельствование души о себе своим "видом", обликом, немощью.

http://www.apologiya.orthodoxy.ru/asd/dar/dusha.htm

zmeja-cobra

Сообщения : 9
Дата регистрации : 2007-12-31

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения